Главная страницаКарта сайта

Историко-этнографическая область

 Эти народы обнаруживают между собой близкое родство во многих отношениях: антропологическом, лингвистическом (языковом), географическом (общность территории расселения), историко-культурном (общность истории, материальной и духовной культуры), этнопсихологическом и др.

Освоение древнейшим человеком территории исторического расселения лезгинских народов относится к эпохе верхнего палеолита, о чем свидетельствует находка нижней челюсти одной из древнейших форм неандертальца (шелльская эпоха). Обнаружение в Мингечауре орудий труда эпохи энеолита, в частности каменной мотыги с отверстием, говорят о появлении здесь уже в это период системы земледелия мотыжного типа.

В конце IV – конце III тыс. до н.э. территория расселения лезгинских народов входила в обширный ареал распространения куро-аракской культуры (эпоха ранней бронзы). Поселения и могильники среднего и позднего бронзового века, выявленные в районах Гянджи, Мингечаура, Шамхора, фиксируют дальнейшее развитие материальной и духовной культуры населения, возникновение плужного земледелия, специализированных бронзолитейного и гончарного производств.

С III до начала I тысячелетия до н.э. в южной части А. обитали известные по письменных источникам луллубеи, кутии, утии, хурритские племена, а в северной части – каспии, утии, леки и другие албанские племена. Некоторые исследователи отождествляют утиев и кутиев и сопоставляют их с удинами (соответственно, древнюю Отену – с Утиком), однако такое мнение продолжает оставаться дискуссионным.

На большей части территории современного Азербайджана, а также Южного Дагестана проживали различные восточнокавказские племена, среди которых не позднее начала IV в. до н.э. выдвинулись албаны, вставшие во главе крупного межплеменного союза. Очевидно, ко II в. до н.э. относится сложение государства Кавказской Албании со столицей в Кабале. Важными городскими центрами Албании предстают упомянутые Клавдием Птолемеем Телайба, Гелда, Албана, Гайтара и др. Ядром Кавказской Албании считается Северный Азербайджан и Южный Дагестан вплоть до Дербента. Вопрос о границах Кавказской Албании с Арменией, Иберией (Картли), Азиатской Сарматией также остается дискуссионным.

Еще более дискуссионным представлялся вопрос об этнической принадлежности кавказских албан, которые, по мнению большинства ученых, были по преимуществу кавказского происхождения. Окончательно этот вопрос решен сравнительно недавно, после открытия З.Н.Алексидзе в монастыре Св. Екатерины на горе Синай (Египет) албанских текстов, датированных одними исследователями рубежом IV-V вв., а другими – VI-IX вв. Дешифровка этих текстов на основе одного из лезгинских языков – удинского, а также их критическое издание в 3-х томах с переводом и комментариями в 2009 г. поставили точку в дискуссиях относительно этнической принадлежности кавказских албан.

Опираясь на сведениях источника III в. до н.э., Страбон сообщал, что албаны делятся на 26 племён, которые говорят на собственных диалектах и потому «нелегко вступают в сношения друг с другом», и что единый царь появился у них с недавних пор, тогда как ранее каждое племя управлялось своим царём. В известном списке назначений Ануширвана фигурируют удельные владения, образовавшиеся в регионе после сасанидской аннексии Кавказской Албании: Хирсан, Вардан, Лайзан (Лиран) и др. Большинство современных исследований указывает на то, что эти хоронимы принадлажат субэтническим группам лезгинской языковой семьи: различным группам удин, собственно лезгинам, цахурам, рутулам, агулам, крызам, будугам, ханалугам, лезгиноязычным группам юго-западной части Кавказской Албании, а также другим народам дагестанского происхождения (аварцам, даргинцам, лакцам и др.). По всей видимости, Страбон выделял именно эти родственные народы в качестве албанских племен. Судя по занимаемой территории (Северный Азербайджан и Южный Дагестан), государственнообразующим ядром Кавказской Албании были две основные группы лезгиноязычных народов, которые в тот период, вероятно, еще могли понимать языки друг друга – утии и леки. Средневековая арабская историография также позволяет различить среди племен Кавказской Албании два языка и две основные группы албанских народов – арранскую (Аран – парфянское, а Арран – более позднее арабское обозначение Албании), включавшую в себя собственно удинов, и разноплеменную лакзанскую (собственно лезгины, цахуры, рутулы и др.). Часть этих народов впоследствии приняла участие в этногенезе азербайджанского народа.

К середине III в. н.э. Кавказская Албания, а вместе с ней и все владения на территории А., оказались под влиянием Сасанидов, новой династии правителей Ирана. Поначалу это влияние было формальным и ограничивалось признанием вассалитета со стороны местных правителей. В IV в. н.э. кавказские албаны приняли христианство, которое впоследствии претендовало на апостольское происхождение и просуществовало до 1836 гг. В начале V в. армянский просветитель Месроп Маштоц вместе с албанцем Бениамином реформировал („возобновил“) албанский алфавит, состоявший из более чем 50 букв. Это способствовало развитию книжной культуры: к V в. н.э. относится перевод Библии, создание религиозных трактатов, в VII в. началось составление истории Кавказской Албании Мовсесом Каганкатваци. В V-VII вв. происходят важные изменения в развитии местных обществ, вызвавшие важные перемены в хозяйстве и культуре местного населения. Укрупнялись и бурно развивались города Дербент, Шабиран, Шемаха, Кабала, Шакки, Шамхор, Гянджа. Крупнейшим торгово-ремесленным центром была столица Кавказской Албании Партав. Ремесленники и торговцы в городах становились уже основной социальной силой.

С IV в. влияние внешних сил на лезгинские народы значительно усилилось. С севера через Дербентский проход на их земли стали проникать многочисленные кочевые племёна, главным образом маскуты (массагеты), аланы, гунны, савиры и хазары. Маскуты осели в северной части Азербайджана, в районах, которые позже стали называться Маскут (Маскат, Мюшкюр). Постоянная угроза вторжений с севера вынуждало Сасанидов строить дополнительные рубежи обороны, отодвигая свои границы дальше на север. Во второй половине V – VI вв. присутствие Сасанидов в регионе в значительной степени усилилась, что вызвало волну антисасанидских восстаний. Именно в этот период на Кавказе, как и в Иране, получило распространение движение маздакитов. Около 460 г. Сасаниды ввели прямое правление в Кавказской Албании, но впоследствии (около 484 г.) албанам удалось восстановить свою царскую власть, просуществовавшую до начала VI в. Внутриполитическую ситуацию в Кавказской Албании осложняла согласованная с Ираном (по Ибн Мискавайху) миграция гуннов на территорию Восточного Кавказа, обусловленная давлением тюркютов, а также продолжительное соперничество Ирана и Византии за влияние в регионе. В 20 гг. VII в. византийский император Ираклий возглавил поход на Атропатену и захватил ее столицу Ганзак. Тогда же к власти в Кавказской Албании пришла новая династия Михранидов.

Образование Арабского халифата коренным образом изменило религиозно-политический рельеф всего региона. В период правления халифа Умара (634-644 гг.) арабо-мусульманские войска, завоевав Сасанидский Иран, вторглись в А. Между 639 и 643 гг. Атропатена была завоёвана Арабским халифатом и образовала отдельную провинцию в его составе. В 654 г. халиф Усман снарядил в регион новую экспедицию во главе с Салманом б. Рабиа, который взял Байлакан и осадил Партав. Кавказская Албания выступила против врагов в союзе с Армений, Грузией и Сюником. В ходе сопротивления завоевателям прославился албанский правитель Джаваншир, владетель Гардмана, сын великого князя (ишхана) Албании Вараз-Григора из рода Михранидов. Когда Муавийа пришел к власти, Джаваншир дважды посещал Дамаск и добился признания себя правителем Кавказской Албании.

Борьба с арабами велась параллельно с противостоянием хазарской угрозе с севера: в битве на Куре албаны нанесли поражение хазарам, однако в 662 г. хазары снова вернулись и разграбили много городов. В 684 г. албаны в союзе с армянами и грузинами вновь нанесли хазарам поражение. После убийства Джаваншира в результате заговора Кавказская Албания впала в полосу междоусобиц, из которых она вышла только с приходом к власти Вараз Трдата.

В начале VIII в. арабы усилили давление на Кавказ, что вызвало восстание в Албании и Армении. Восстание было жестоко подавлено Мухаммадом б. Халидом. По свидетельству источника, представители знати, участвовавшие в восстании, были заживо сожжены. В 705 г. династия Михранидов в Арране была пресечена. Окончательно Ширван, Арран и другие области Северного Азербайджана и Южного Дагестана были завоеваны арабами лишь в 30-х гг. VIII в. после похода Марвана б. Мухаммада на Кавказ и создания здесь арабского наместничества с центром в Джанзе (совр. Гянджа). Власть над регионом перешла в руки арабской администрации, которая опиралась на массовую поддержку со стороны мусульман-переселенцев из арабских областей, а также арабских гарнизонов, стоявших во всех крупных городах и крепостях. Укрепления в Ширване вместе с оборонительными сооружениями Дербента стали частью оборонительной системы Халифата, призванной обеспечить безопасность северных границ государства от различных угроз со стороны хазар и других кочевников с севера.

Арабы провели на завоеванных землях административную реформу, в результате которой некогда единые области Кавказской Албании были разделены на несколько частей. Город Партав (Бардаа) вместе с Двином, Марагой и другими областями Иранского Азербайджана оказался в составе первого эмирата, а с 789 г. даже стал его центром. Территории Северного Азербайджана были разделены на три области со своими правителями (амирами), в двух из которых – Ширване и Арране – сохранялось значительное лезгиноязычное население. По мнению В.Ф.Минорского, Ширван включил в свой состав несколько лезгинских княжеств. В Южном Дагестане лезгинские племена были объединены в княжестве Лакз, в котором правил свой правитель (малик). Столицей Лакза был Билистан (предположительно Ахты), но после усиления арабского влияния столица была перенесена в горы, в Цахур.

Первая череда антиарабских восстаний на Кавказе прокатилась в VIII в. Самое мощное по масштабу и движущим силам выступление местного населения известно как восстание Бабека. После изгнания арабских гарнизонов в руках восставших вместе с другими областями оказался весь Арран и Сюник. По свидетельству источников, ряды восставших достигли 300 тысяч человек, большинство из них были крестьянами, ремесленниками, мелкими землевладельцами. Бабеку удалось остановить наступление нескольких регулярных армий Халифата, по крайней мере, источники насчитывают шесть крупных экспедиций мусульманских войск. Восстание было подавлено лишь в 836 г., как полагают, не без помощи албанского правителя Сахла б. Смбата, перешедшего на сторону мусульман. Бабек был казнен в 817 г. в присутствии халифа Му‘тасима. Восстание хуррамитов стало самым крупным антиарабским и антиисламским выступлением на Ближнем и Среднем Востоке, возникшим среди завоеванного населения.

В конце VIII в. Ширван оказался в руках арабской по происхождению династии Йазидидов, потомков Йазида б. Мазйада, назначенного арабским наместником на Кавказе. С течением времени Йазидиды фактически стали самостоятельными от Халифата, лишь номинально признавая власть халифа. С 889 г. Арран находился во владении Мухаммада б. Аби-л-Саджа. Потомки Мухаммада, Саджиды, пытались получить независимость от центральной власти, а в 924 г. даже провозгласили свою независимость. В этот период активизируются иранские племена, прежде всего дейлемцы и курды, создавшие в Западном Иране собственное государство. В 40-х гг. Х в. к власти в Арране пришли дейлемцы Салариды (Мусафириды). В 970-х гг. они были изгнаны из Гянджи правившим в Двине Шаддадидом Фадлом б. Мухаммадом, который стал именоваться по старой персидско-парфянской традиции титулом арраншахик (985-1036). Он отнял у Саларидов Бардаа и Шамкир, присоединил к своим владениям часть Хачена и стал чеканить в Гяндже собственную монету. Поход Фадла б. Мухаммада на север завершился разгромом Семендера, после которого вылазки хазар на Арран прекратились. Территориальные разногласия в приграничной с Грузией зоне привели к вражде между Шаддадидами и грузинским царем Багратом IV, по подстрекательству которого аланы дважды в течение второй половины XI в. проникали через Дарьял в Арран. Еще раньше Арран и Ширван подвергались неоднократным нападениям со стороны русов, один раз в совместном походе с аланами и лакзами. После одного из походов русов на Бардаа, в котором они столкнулись с мусульманами, город сильно пострадал и потерял свое былое значение крупного торгово-ремесленного центра региона.

Переломным этапом в истории лезгинских народов стал приход к власти в Халифате в 1045 г. Сельджуков. Вторая волна сельжукского нашествия в 1075 г. отстранила от власти в Гяндже Шаддадидов, так же как в Дербенте – Хашимидов. Султан Малик-шах пожаловал Дербент Сау-Тегину на правах ленного владения, а южные районы – другим тюрским военачальникам. Мухаммад б. Малик-шах владел Гянджой, которая оставалась одной из его резиденций и после того, как он стал верховным султаном Сельджуков. Династия Йазидидов в Ширване с течением времени стала иранизироваться. Государство Ширваншахов просуществовало до XVI в., пока не было поглощено Сефевидами.

В XI–XII вв. при Сельджуках области Арран, Ширван, Лакз и Дербент становятся частью мусульманского мира. В регионе создается ряд крупных сочинений философского, поэтического, богословского характера. В XI в. на территории лезгинских народов усилиями сельджкуского везиря Низам ал-Мулка было создано два крупных медресе университетского типа: медресе Низамийа в Гяндже и в Цахуре, где богословские книги переводились на „лакзанский“ язык. Ислам в этот период распространяется преимущественно в суфийской форме. Средневековая эпиграфика сообщает о строительстве в регионе суфийских обителей (ханака) и деятельности многочисленных суфиев (странствующих дервишей — каландаров, баба и др.). Элементы суфийской архитектуры зафиксированы во многих памятниках зодчества региона, например, в ханаке Пир Хусайна ал-Гада’ири на реке Пирсагат в Ширване. Однако албанское население в сельской местности все еще оставалось по преимуществу христианской. По признанию ‘Абд ар-Рашида ал-Бакуви, христианство оставалось господствующей религией в селах вплоть до конца XV в. Это значит, что массовая деэтнизация албанского населения, обусловленная процессами тюркизации, широкого размаха достигла гораздо позже, лишь при Сефевидах.

Первый этап проникновения разноплеменных тюрков-кочевников на территорию Азербайджана, прежде всего гунно-савиров, относится к II-V вв. Однако до тех пор, пока тюркютская угроза не стала реальной, Сасаниды не привлекали гуннов к сотрудничеству на своих северных границах. Миграция гуннов на юг, а также вглубь гор Северного Кавказа значительно усилилась после тюркютского нашествия в VI в. Источники фиксируют следы гуннов даже в Утике и Арцахе. Тюркские кочевья того времени не сильно затрагивали исконное кавказское население этих мест: грузинские хроники называли гуннов детьми Лекана, считая их одним из местных племен.

Начало процессов тюркизации кавказско-албанского населения Азербайджана заложили огузы, или туркоманы, говорившие на языке огузской группы и считающиеся прямыми предками современных азербайджанцев по языку. О массовом перемещении огузов в начале 1020-х гг. сообщает Ибн ал-Асир. Огузы переселялись из Средней Азии через Иран, который они завоевали под предводительством династии Сельджукидов в 1038, и заселяли плодородные земли на юге Азербайджана.

После 1075 г. вся территория Азербайджана, как и земли в Южном Дагестане вплоть до Дербента, становятся частью Сельджукского государства, границы которого совпадают с границами Халифата. При Сау-Тегине и других тюркских держателях ленных владений в регион проникают многочисленные газии, мусульманские „борцы за веру“ тюркского происхождения, в основном огузы. По сообщению Насави, тюрки, посланные Малик-шахом в 1086 г. в Арран и Мугань, „распространялись там, как саранча“.

После образования Государством атабеков, или Ильдегизидов (1136—1225) процессы тюркизации коренного кавказского населения стали необратимыми. Династию Ильдегизидов основал кыпчакский (половецкий) гулям Шамс ад-дин Ильдегиз, который возвысился из среды огузов. В 1137 г. он в качестве ленного владения (икта) получил Арран, а затем подчинил себе другие области Азербайджана.

В 1221 г. на Кавказе появились монголы во главе с Джебе и Субэдэя, которые на своем пути почти до основания разрушили и разграбили Байлакан, столицу Ширвана. В 1222 г. такая же судьба настигла Шемаху, где было перебито почти все население. В том же году, обойдя Дербент, монголы ушли далее на север в сторону аланов и кипчаков. Вслед за этим кипчаки вторглись на юг и захватили Дербент, затем Кабалу и Гянджу. В 1225 г. с юга на территорию Аррана проникли войска хорезмшахов, которые заняли также часть Армении и Грузии. Государство атабеков пало под ударами хорезмшаха Джалал-ад-дином (1225 г.), который чуть позже сам стал жертвой второго похода монголов в начале 1230-х гг. Окончательное этап монгольского завоевания этого региона относится к 1231-1239 гг., когда он был включена в состав улуса Золотой Орды, где правила династия Джучидов.

В середине XIII в. лезгинские народы оказались во владениях монголов Хулагуидов, столица которого находилась сначала в Мараге, а затем в Тебризе. Под ударами Хулагу хана в 1258 г. пал Багдад и прекратил существование Арабский халифат. Антимонгольские выступления жестоко карались. В 1275 г. в Арране повстанцы напали на Абака-хана. Хулагуиды враждовали с Золотой Ордой, поэтому территория А. оказалась ареной продолжительных междоусобных войн потомков Чингис-хана. Во второй половине XIII – начале XIV в. золотоордынские войска вторгались на территорию А. по меньшей мере шесть раз. Хозяйственной разрухе, обусловленной непрерывными войнами, положили конец реформы Хулагуида Газан-хана. Распад государства Хулагуидов произошел в середине XIV в. Муган и Арран оказались в руках Чобанидов, а Ширван – у Джелаиридов, которые подчинили себе ширваншахов.

Образование на юге Азербайджана государства Кара-Коюнлу со столицей в Тебризе объединило ширваншаха Ибрахима и правителя Шакки Сиди Ахмада, однако после их сражения с Кара Йусуфом на реке Кура лезгины подпали под номинальную зависимость Кара-Коюнлу. При ширваншахе Халулулле I, сыне Ибрахима, независимость Ширвана была восстановлена.

В конце XIV в. территория расселения лезгинских народов стала ареной борьбы Тохтамыша и Тимура, завоевателя из Средней Азии. Благодаря дипломатическим усилиям Ибрахима ад-Дарбанди лезгинам отчасти удалось тех разрушительных последствий, которые выпали на долю многих северокавказских народов. В определенной степени пострадала албанская христианская церковь.

XV–XVII вв. ознаменовались ожесточенным и продолжительным противоборством Сефевидского Ирана и Османской Империи за влияние на Кавказе, причем лезгинские народы оказались в эпицентре непрерывных войн. Религиозные войны под предводительством шейха Джунайда, погибшего в 1460 г. в Дагестане, и его сына Хайдара, убитого в Табасаране в 1488 г., были направлены на вытеснение суннитского ислама и распространение ши‘изма и — через его утверждение — на расширение своего влияния. Под натиском Сефевидов династия Кара-Коюнлу была пресечена, и на обширной территории Азербайджана и Ирана было создано мощное теократическое государство — имамат, „царство божественной справедливости“. При шахе Исма‘иле (ум. в 1524 г.), сыне Хайдара и родоначальнике новой династии правителей Ирана, шиизм имамитского толка был объявлен государственной религией на территориях, подвластных Сефевидам. Опорой новой династии стала тюркская знать. В Ширване и других тюркизированных областях Севнерного Азербайджана произошел шиитский переворот, однако среди исконного кавказского населения суннизм сохранил свои позиции.

В эпоху расцвета сефевидского Ирана шиитское давление на лезгин вновь усиливается: шах ‘Аббас I (1587–1629) изгнал османов из Азербайджана и Дагестана. Очередную попытку утвердить влияние Ирана в регионе предпринял туркмен Надир-шах Афшар (1736–1747), низложивший Сефевидов и отказавшийся от ши‘изма „двунадесятников“ в пользу гораздо более смягченной формы шиизма, однако в Дагестане его отряды были разбиты и он сам едва не погиб. При туркменской династии Каджаров иранское влияние на регион было частично восстановлено, однако уже в 1813 г. Фатх ‘Али-шах (1797–1834) был вынужден подписать Гюлистанский договор, по условиям которого Иран наряду с другими территориями отказывался в пользу России от претензий на Дагестан, Карабахское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское, Кубинское и Дербентское ханства. Так лезгинские народы окончательно оказались в составе Российской империи.

А между тем история тесных взаимоотношений лезгинских и русского народов восходит к глубокой древности. Древний Албан упоминается еще в „Повести временных лет“. Во время своих походов на юг в IX-X вв. русы вступали в союзы с лакзами и вместе с аланами совершали совместные экспедиции против мусульманских правителей Закавказья. В XI в. дербентский правитель опирался на личную гвардию, состоявшую из русов. 23 августа 1722 г. во время своего Персидского похода дербентский правитель торжественно вручил Петру I серебряные ключи от Дербента.


К концу XVIII в. почти все политические образования лезгин осознают необходимость тесного взаимодействия и покровительства со стороны России в их противостоянии с Ираном и Турцией. Российское присутствие в регионе в сознании лезгинского народа представлялось надежной опорой против нескончаемых войн, разрушительных экспансий с юга и надежной гарантией мирного созидательного развития.

С образованием СССР с его новыми национально-государственными субъектами и административными границами лезгинский народ, живущий компактно на своей исторической территории, оказался разделенным административной границей между Азербайджанской ССР и РСФСР (в Дагестанской АССР).

В настоящее время в России лезгинские народы компактно проживают в 10 районах южной части Республики Дагестан: в Ахтынском, Курахском, Магарамкентском, Сулейман-Стальском, Хивском, Рутульском, Агульском, Докузпаринском и Дербентском районах и в городах Махачкала, Дербент, Каспийск и Дагестанские огни. На территории Южного Дагестана находится 340 населенных пунктов, с численностью населения 620 тысяч человек.




Обсуждение

Facebook
ВКонтакте


24.06.2012, 1503 просмотра.


Новое на сайте:


Все права защищены © — 2018 Ярославская Лезгинская национально-культурная автономия